Блог

    Хеликобактер: лечить нельзя оставить

    Где поставить правильную запятую, если у пациента диагностирована Helicobacter pylori? В медицинском сообществе не утихают споры, какую тактику выбирать в отношении пациента, у которого диагностирована Helicobacter pylori, но у человека «ничего не болит».
    `Иллюстрация: ${item.title}`

    Хеликобактер: лечить нельзя оставить

    Где поставить правильную запятую, если у пациента диагностирована Helicobacter pylori?

    В медицинском сообществе не утихают споры, какую тактику выбирать в отношении пациента, у которого диагностирована Helicobacter pylori, но у человека «ничего не болит».

    «Золотой стандарт» диагностики

    Во-первых, чтобы выбрать тактику лечения, нужно поставить верный диагноз. Методов много – от эндоскопических до маленьких, размером с таблетку, видеокамер. Пациент старается выбрать наиболее комфортный для себя и своего кошелька вариант, смельчаков, готовых добровольно пойти на гастроскопию, безусловно, немного. Комфортный и безболезненный метод с седацией финансово доступен не каждому, сейчас такой комплекс стоит порядка 10 тысяч рублей. Он безболезненный и информативный, но даже среди состоятельных пациентов есть много тех, кто «боится наркоза».

    Дыхательный тест

    Дыхательный тест – пациент дышит в специальные фольгированные мешки либо экзетейнеры. Перед анализом он выпивает препарат, меченый специальным изотопом . Далее наблюдают за реакцией радиоактивной метки. По количеству изотопного состава углерода в выдыхаемом воздухе, сравнивая ее с пробой до принятия изотопного препарата, врачи выясняют, есть ли в организме бактерия Helicobacter pylori. Это информативный и относительно дешевый тест. При отрицательных показателях считается, что бактерии у человека нет, и дальнейшие исследования не проводятся.

    Анализ крови на иммуноглобулины G и M (IgG и IgM)

    Если анализ крови на IgG к Helicobacter pylori положителен, то это говорит о том, что инфекция либо когда-то присутствовала в организме человека (т.е., человек лечился от хеликобактера ранее, после чего в крови остались антитела), либо человек является её носителем, то есть, заражён Helicobacter pylori. Положительный результат IgG может быть и на момент лечения. Но этот результат может быть, как ложноположительным, так и ложноотрицательным. Если пациент менее чем за 2 недели до сдачи анализа принимал ингибиторы протонной помпы или препараты висмута, то результат IgG может быть недостоверным. Точность этого исследования колеблется в пределах от 75% до 86%.

    Эндоскопия

    Считается самым надёжным и «референсным» методом диагностики хеликобактерной инфекции. Есть экспресс-тест биоптата слизистой, когда наличие бактерии определяют на месте. А есть гистологическое исследование. Биоптат обязательно берут из разных участков слизистой желудка. Это поточный, но очень достоверный метод, позволяющий определить характер клеток биоптата: есть ли в ткани опухолевые процессы, воспаление; каков характер секреции слизистой. Позволяет также определить, атрофический это или обычный гастрит.

    В отношении революционных методов типа капсульной эндоскопии существует некоторый скепсис. Это популярный и комфортный метод, но капсула с микровидеокамерой, проходя через ЖКТ, может не показать все его отделы. В сложных случаях она может застрять в грыжах, выпячиваниях, дивертикулах. А может их и не заметить. Так же с помощью этой капсулы не возможно взять биоптат на исследование.

    Что дальше?

    Точный диагноз – залог успеха. Но встает вопрос: что делать дальше? Схема лечения прописана Европейской группой по изучению Helicobacter pylori в так называемых Маастрихтских консенсусах. С 1997 года таких консенсусов было опубликовано четыре. В ноябре 2016 года прошел пятый. Каждый последующий «Маастрихт» дополняет предыдущие на основании клинических исследований, полученных из Европейских стран. Поставляет свою аналитику экспертам комитета этой Европейской группы и Россия.

    Лечение хеликобактера в любом случае – антибактериальное.

    Существуют терапии первой линии и второй линии. Кроме того, бывают тройная терапия, которая назначается, если нет дефекта слизистой, и квадротерапия – если есть дефект слизистой (эрозии или язвы). Тогда врач назначает препараты висмута, они обладают местным ранозаживляющим действием.

    Может так случится, что лечение терапией первой линии окажется малорезультативным. Обычно при правильном соблюдении рекомендаций врача эффективность терапии первой линии составляет 70-98%. Однако бывают индивидуальная резистентность, противопоказания или побочные эффекты. Например, довольно высокая резистентность к кларитромицину из первой линии, есть специальные схемы и для таких пациентов. Бывает и плохая переносимость препарата, появляется диарея, рвота, металлический привкус во рту. В таком случае кларитромицин можно заменить на левофлоксаци́н или нифурател. Если первые две линии лечения

    окажутся неэффективными, то берется посев на чувствительность бактерии к антибиотикам, а терапия подбирается в соответствии с результатами посева. В таком случае говорят, что мы имеем дело с рефрактерной формой Helicobacter pylori.

    Приходите к нам еще!

    На этапе назначения схемы лечения общение пациента и врача, как правило, заканчивается. Особенно, если исчезли неприятные симптомы. Пациент экономит время и деньги – ведь у него «ничего не болит». Это неверная тактика.

    После того, как завершили курс, надо посмотреть, эффективен ли он. Этого не делают в 90% случаев. Через 2 недели после того, как закончили терапию, надо сдать кал на антиген к Helicobacter pylori. Отрицательный – все отлично! Если положительный результат, то при любой, даже минимальной концентрации надо признать, что терапия оказалась неэффективной и подбирать новую.

    Неизлечимость Helicobacter pylori – это врачебный миф. По причине того, что пациенты не сдают контрольный анализ, а затем, к примеру, через год возвращаются с теми же жалобами, и вновь им диагностируют Helicobacter pylori, невозможно понять, повторное это заражение или же неэффективная терапия. Helicobacter pylori – это инфекция, микроорганизм. Нет микроорганизма – нет проблемы.

    При этом не нужно упускать момента наличия резистентности, по причине которой первая линия терапии может оказаться неудачной. Проблема устойчивости есть, и в этом случае очень важны верная диагностика и обязательный контрольный визит после лечения.

    Лечить ли, если «не болит»?

    Второй масштабный вопрос – лечить ли диагностированную Helicobacter pylori, если нет явных симптомов, не выявлены эрозии и язва, и по большому счету «ничего не болит». Как дополнительный довод в пользу лечения, проводят онкогенный фактор бактерии – есть ряд крупных исследований, отмечающих, что в некоторых случаях она является отдалённым фактором риска развития рака желудка. Некоторые исследователи отмечают, что с момента заражения до диагностики рака проходит в среднем 30-40 лет. Так как выявили и описали эту бактерию сравнительно недавно, а Нобелевскую премию первооткрывателям бактерии Робину Уоррену и Барри Маршаллу вручили в 2005 году, результаты столь категоричных исследований довольно долго и яростно оспаривались.

    Долгое время при абсолютных показаниях к лечению полагалось обязательно лечиться. К таким показаниям относились: язва желудка, атрофические изменения его слизистой у пациента, лимфома и рак желудка у кровных родственников. Все остальное считалось относительными показаниями, которые нужно было просто контролировать. Но эту тактику изменил Киотский глобальный консенсус по Helicobacter pylori-ассоциированным состояниям, который состоялся в 2015 году. Эксперты консенсуса признали онкогенность бактерии и теперь, оценивая все возможные риски осложнений от антибактерильной терапии, при обнаружении Helicobacter pylori рекомендуется проводить ее обязательную эрадикацию.

    Эта бактерия может долго жить в организме, вызывать не только язвы и эрозии, требующие длительной терапии, но ее также в большой концентрации считают предраковым состоянием, вызывающем сперва атрофические гастриты, а потом и онкологию.

    Другое дело, если у человека диагностирована язва, но наличие Helicobacter pylori под вопросом.

    Действия врача при выборе терапии должны быть обоснованы. Стандарт при обнаружении язвы – противоязвенная терапия плюс определить, есть ли у пациента Helicobacter pylori.

    В качестве врачебной ошибки и последствий бесконтрольного лечения антибиотиками можно привести пример, когда по телевизору активно рекламировался один из препаратов висмута.

    У этого препарата нет прямого противомикробного действия, его назначали при язвах, гастритах, как ранозаживляющее. Но были исследования, подтверждающие, что в 3% он убивает Helicobacter pylori. И его стали рекламировать с такой точки зрения. Пациенты стали верить, что он убивает бактерию, и начали массово, бесконтрольно его применять.

    Такая тактика лечения и самолечения и порождает мифы о неизлечимости Helicobacter pylori как таковой.

    Самое главное, чтобы пациент не занимался самолечением и самодиагностикой, и при любых симптомах патологии желудочно-кишечного тракта обязательно обращался к специалисту-гастроэнтерологу.